ЭКСКУРСИЯ на ВДНХ
1 марта в рамках дисциплины «Архитектурное материаловедение» под руководством доктора наук, профессора П.М. Жука,
состоялась экскурсия в Техноград на ВДНХ. Студенты посетили учебный центр Технониколь, где познакомились с устройством
различных систем фасадных решений, эксплуатируемых кровель, а также системы водоотведения.
|
ИГРА В СОГЭЦУ
В Белом зале МАРХИ 11 марта 2024 года открылась традиционная весенняя выставка композиций ИГРА В СОГЭЦУ. Преподаватели, студенты,
выпускники ВШЛАиД МАРХИ подготовили прекрасную встречу с весной. Огромные цветущие ветви плодовых кустарников создавали уютную
атмосферу зала. А изысканные композиции более чем сорока участников – продемонстрировали максимальную палитру учебных и свободных
форм Согэцу. Выставку открыли - руководитель административного аппарата Афанасьев Алексей Константинович, проректор по учебной
работе и развитию МАРХИ Кочергин Виталий Викторович и президент филиала Center Okrug Branch школы Согэцу в МАРХИ –
Воронкова Людмила Юрьевна.
Почему такое название выставки? Почему игра? И что такое Согэцу?
Согэцу – самая молодая, самая популярная и самая авангардная школа икебаны. Основана она была в 1927 году и до сих пор актуальна не только в своих малых настольных формах, но и в больших экстерьерных работах, поэтому так логично ее появление на Кафедре Архитектуры МАРХИ.
Основатель Школы Софу Тэсигахара любил повторять – «В икебане не человек дает вторую жизнь цветам, а в цветах оживает человек».
Вот и устроители выставки решили «разбудить» посетителей, чтобы они посмотрели на этот мир другими глазами, «вакцинировать» их красотой минимализма. Работы студентов наполнены легкостью, прозрачностью и побуждают зрителей долго рассматривать каждый элемент композиции и любоваться совершенством природы и незаметным мастерством составителя.
А почему ИГРА?
До сих пор в мире спорят – какая характеристика для человека верней – Homo Sapiens или Homo Ludens? Человек разумный или человек играющий?
Действительно, ИГРА – универсальная категория человеческого существования и игры, в которые играет человек, бывают самые разные – добрые и злые.
Искусство икебаны Согэцу – добрая игра и как у каждой игры – есть свои правила. Главное правило – правильно организовать пространство. Композиторы это делают с помощью нотного стана, художники – посредством палитры и красок, а икебанисты – используют вазы и растения.
В программе Школы почти 100 упражнений на развитие нетривиального мышления. Есть строгие учебные формы, а есть так называемые «свободные композиции», где вместо цветов может быть использована яркая бумага, бытовые предметы, овощи и фрукты и т.д.
Особые эмоции у посетителей выставки вызвали работы с калькой. Этот ходовой материал архитекторов вдруг заиграл совсем в другом амплуа –
склеенные из него «облака» (а кто-то увидел «морскую пену») стали главными элементами нескольких цветочных композиций и плавно «перешли»
в настенные коллажи.
Вторая «новинка сезона» - подвесные бамбуковые конструкции, похожие на чайки. Одно легкое прикосновение и они в ответ взмывают к потолку!
На этом принципе можно было оформить целый зал!
|
ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ
В марте месяце 12 выпускников 2023 года получили долгожданные дипломы Мастера Согэцу 4 степени! Это значимое событие, когда после прохождения пяти курсов школы дизайна икебаны Согэцу, ты превращаешься из студента - в педагога! С этого момента мастера икебаны становятся полноправными участниками международной ассоциации Согэцу и могут официально преподавать эту дисциплину новичкам. В школе Согэцу этот этап «взросления» отмечают присвоением нового творческого имени.
Чудесным образом творческие характеристики «попадают в десятку»!
Рыжеволосая Катюша Братанова становится «Осенней рощей», а голубоглазая красавица Леночка Ашикова - «Изысканностью павлонии», например.
Имена на редкость изящны – есть и «Сияющий источник», и «Музыкальный сад», и «Лотосовая гармония». Поздравляем ребят с новым статусом и желаем мощного старта в этом направлении!
|
ПОБЕДА В КОНКУРСЕ ПРОЕКТОВ
Творческий конкурс на лучшую идею выставочного сада в рамках Фестиваля «Сады и люди 2024», завершился! Жюри, оценив работы, вынесло свое решение. Третье место в конкурсе «ПРОФЕССИОНАЛЫ» занял проект сада «32 мая». Его создатели – студенты выпускники нашей Школы 2021-2023гг: Дмитриева Дарина, Митрофанова Ольга, Фам Вероника, Железных Александра и Бабинская Наталья.
Сад замечательно вписывается в общую тематикой садов 2024 года –«В ПОИСКАХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ»
Концепция сада такова: «Однажды из удивительных сказок о невероятной жизни барона родился гениальный фильм, в котором продолжили свое путешествие волшебные истории. Экстравагантный и элегантный герой не искал, он создавал приключения вокруг себя, переплетая правду и вымысел. Выставочный сад «32 мая» посвящается киношедевру «Тот самый Мюнхаузен».
Основой проектного решения стала самая яркая деталь героя – треуголка – треугольник с кругом внутри. Дальше сад собирался из основных стереотипов и визуальных образов, связанных с персонажем и фильмом: болото, ядро, луна, веревочные лестницы, фиалки, «волосы» для спасения себя, вишневое дерево, отверстия дымоходы в крыше для падающих уток.
Треугольное болото – это болото идеальное, красивое, именно такое, по которому прилично ходить в камзоле. Это массив из рогоза, аира и сусака в окружении ив булат и ив пурпурных нана. Три огромных высоких кашпо со странными цветущими фиалками среди травы – это одновременно и присутствие фрау Марты- цветочницы, и «вода», которая должна быть в болоте, и любимый цветок героя.
Деревянные дорожки на лагах над болотом гарантируют, что посетитель выйдет, как и барон, сухим из воды. И обе эти дороги ведут вверх, на «луну» - подиум, усыпанный гравием. Ведь мы обязательно должны побывать на луне. И это хорошо, что ее не сразу видно. Ведь «когда видно, так и дурак долетит…». Там же запланировано «место для подвига» с восьми утра до десяти (у нас это обязательное вытягивание себя за волосы) – «выгрыз» в подиуме с растущей в нем молинией.
Центральный элемент – конечно, вишневое дерево, которое выросло когда-то из косточки на голове оленя. Ну а как не летать на ядрах, не переписываться с Шекспиром и Архимедом? Сфера и полусфера из полированного бетона позволят совместить одно с другим: присесть и пофилософствовать в саду.
Круглые отверстия в крыше – они же еще и лунные кратеры, и окна в небо, там же висят просто необходимые для приключений веревочные лестницы. При движении солнца это все будет создавать красивые тени на «луне – подиуме».
Рогоз, аир, и ивы будут шелестеть на ветру, создавая сказочный шумовой фон. А аир и фиалки наполнят сад тонким неповторимым ароматом.
«-Поразительно!
-Что Ваше Высочество?
- Я говорю, поразительно, как наш народ гармонирует с природой!»
|
ЗАЩИТА КОНЦЕПЦИЙ
Обучение в Высшей школе Ландшафтной Архитектуры и Дизайна завершается защитой дипломного проекта, после двухлетнего погружения в профессию и освоению 19 дисциплин. Но первое знакомство с проектами будущих дипломников обычно проходит в марте, в середине 4-го семестра. Вот и в этом году, 20 марта 2024 года, в Школе прошла Защита концепций предстоящих дипломных работ.
Тема этого года – «ГОРОД. МЕТАМОРФОЗЫ ЛАНДШАФТА».
Напомним, что в переводе с греческого, МЕТАМОРФОЗА – это превращение, преобразование чего-либо. Цель проекта 2024 – разработка концепции ландшафтной организации территории того или иного участка городской среды с позиций ее экологической, историко-культурной и социальной трансформации.
Прежде чем погрузиться в раскрытие предложенной темы, слушатели, вольно или невольно, должны были осознать, что
- городской ландшафт – это структурно и функционально преобразованный природный ландшафт. И при градостроительном освоении неизбежно возникает необходимость изменения отдельных элементов и характеристик природного ландшафта (рельефа, растительности, водного баланса и т.д.) Современные технологии позволяют строить поселения практически в любых ландшафтных условиях, превращая природный ландшафт в антропогенный.
- территориальный рост городов обуславливает рост экологического и рекреационного значения городских и пригородных зеленых насаждений.
- в процессе развития городов формируются специфические экосистемы, отличные от природных.
-преобразование ландшафтов человеком ведется с целью их приспособления к новым функциям, что приводит к формированию ландшафтов с заданными свойствами – парков на месте бывших свалок, снесенной складской и производственной застройки и т.п.
Уже на первом этапе нынешнего просмотра, члены комиссии Ковалева Н.О., доктор биологических наук, профессор кафедры почвоведения МГУ и Астанина Н.В., магистр архитектуры, руководитель ландшафтного бюро «PRISTI» отметили «глубокое погружение» в тему дипломного проектирования студентов под руководством своего наставника, директора ВШЛАиД МАРХИ, профессора Прокофьевой Е.Ю. Пожелаем будущим дипломантам отточить и скорректировать свои изыскания с учетом замечаний более опытных коллег.
|
|
|