МАГИЯ ВОДЫ
«Открываем календарь
Начинается январь.
В январе-январе
Много снега во дворе» - так и хочется вспомнить в эти снежные дни стихи Самуила Маршака.
Снег, лед, вода – сегодня главные элементы композиции в курсе фитодизайн Согэцу на занятии «АКЦЕНТ НА ВОДУ».
ВОДА как основа самой жизни, символ рождения и перерождения, крещения и отражения. Кто- то научится у воды состоянию спокойной ясности, кто- то восприимчивости, ведь она, меняя свой характер и структуру, остается неизменной. Она имеет память и помнит все, что было на Земле.
Один китайский император, вступая на престол, спросил мудрецов: «Что нужно знать, чтобы управлять миром?» и получил следующий ответ: «Достаточно познать ВОДУ. Научившись удерживать состояние ровной спокойной воды, обретешь силу и ясность».
Работы студентов на эту тему очень разнообразны – какие- то вызывают ощущение прохлады, тишины, а некоторые – полны энергии и движения. Настроение автора всегда уловит чуткий зритель.
|
Экскурсия по МАРХИ
23 января 2024 года студентам ВШЛАиД МАРХИ несказанно повезло! Хранительница отдела фондов музея МАРХИ Лысова Татьяна Вячеславовна любезно провела уникальную экскурсию по зданию и рассказала богатую интересными фактами историю жизни Московского Архитектурного института.
Вот только некоторые из них!
Оказывается, на месте современного здания МАРХИ, в начале 17 века (1731-1734) была усадьба государственного деятеля Артемия Петровича Волынского. Архитектор – Петр Михайлович Еропкин. В 1739 году Артемий Волынский, как и Петр Еропкин, был казнен, а усадьба взята в казну. В настоящее время в подвале института сохранились фундаменты палат Артемия Волынского.
Территория усадьбы была огромной – от Рождественки до конца Неглинки. С юга эти земли граничили с улицей Кузнецкий мост (ныне), с севера – Сандуновским переулком. В 1742 году земли были возвращены семье и их владельцем стал сын Артемия Волынского, Петр, а после его смерти – дочь Артемия – Мария. Ее мужем был граф Иван Илларионович Воронцов, сын которого, впоследствии, крестил великого поэта А.С.Пушкина.
И.И. Воронцов перестроил и расширил усадьбу. Объем старых палат был включен в новое, более крупное здание, главный дом получил классический облик- шестиколонный ионический портик и пластичные скругленные ризалиты на заднем фасаде. Несомненно, что проект разрабатывался выдающимся архитектором своего времени (варианты – Львов, Бланк, Казаков).
Спуск с холма был занят садом с художественно оформленными прудами. В 1793 году часть владений переходит к Ирине Ивановне Бекетовой. Ее пасынок, Платон Петрович Бекетов, был связан с литературными кругами и прославился как книгоиздатель. В одном из флигелей он устроил типографию и книжную лавку. Типография существовала до пожара 1812 года, а потом возобновила работу (1821-1824). В 1809 году часть владений Воронцова, выходившие на Кузнецкий мост (№ 9,11) были проданы, а центральная часть, принадлежавшая Бекетовой И.И., и угловая часть, выходившая на Кузнецкий мост (№13), были приобретены для размещения Московского отделения Императорской Медико-хирургической академии. Приобретается для Академии и северный угловой участок с выходом на Рождественку у Пестеля Б.В.
Огромный сад Воронцовых был приспособлен под Ботанический сад с участком для размещения лекарственных растений. В главном здании разместились аудитории, кабинеты, библиотека; в пристройках – большие общежития для студентов и квартиры для преподавателей и обслуги. За годы с 1809 по 1832 были выпущены 972 врача. Среди выпускников Академии был М.А. Достоевский (отец писателя).
В 1845 году Московская Медицинская Академия слилась с медицинским факультетом Московского Университета. Реконструкцию главного здания проводил архитектор А. Жилярди в 1843-45 годах. Все три этажа заняли палаты больных, анфиладная система сменилась коридорной, фасады лишились лепного декора.
В этом здании учились и проходили практику замечательные ученые медики – Н.В. Склифосовский, Ф.И. Иноземцев, А.А. Остроумов и др.
С конца 1880-х годов медицинские клиники начали переводить в новые здания. А здание центральной усадьбы было передано в ведение Художественно -промышленного училища, основанного графом С.Г. Строгановым. На части территории, выходящей на Неглинку, было построено здание Государственного Банка, а участок владения на углу Кузнецкого Моста и Рождественки был продан С.М. Третьякову и П.М. Третьякову. Строгановская школа готовила для русской промышленности художников по дереву, металлу, фаянсу. При Строгановском училище был создан художественно- промышленный музей, который включал в себя разделы – Античный, Возрождения, Готический, Русский и пр. В музее были собраны образцы старинного шитья, стекла, фаянса, оружия, иконы и многое другое.
Здания, перешедшие училищу, подверглись реконструкции по проекту академика архитектуры С. Соловьева. Именно в это время здание получило нынешний фасад «Дворца искусств» - классический портик разобран, окна – растесаны, появились керамические панно по ренессансным мотивам. Были возведены так же два 3-х этажных флигеля. Данная реконструкция была выполнена на деньги, вырученные от продажи П.М. и С.М. Третьяковыми усадьбы, обращенной к Кузнецкому мосту.
Со Строгановским училищем были связаны такие имена, как Ф.О. Шехтель, Л. Кекушев, М. Врубель, И. Жолтовский, К.Коровин и другие.
В 1914 году архитектор новатор А.В. Кузнецов построил между главным корпусом училища и правым флигелем 6-ти этажное здание мастерских. Это первое в Москве здание из монолитного железобетона, по стилю оно уникально тем, что сделано на грани между модерном и конструктивизмом. В 1918 году на базе Строгановского училища были организованы Вторые свободные Художественные Мастерские, занятия в которых вели И. Жолтовский, А. Щусев, И. Грабарь и др. В 1920 году эти Мастерские были преобразованы во ВХУТЕМАС. С 1933 года – в МАРХИ.
Много интересных фактов подчерпнули студенты из этого обзора:
- оказывается, в Красном зале, во времена Медицинской Академии, профессора демонстрировали приемы оперирования, бывал здесь и А.П. Чехов.
- во время пожара 1812 года здание не горело, так как французы охраняли весь квартал с французскими магазинами.
- автор фонтана – архитектор Иннокентий Дмитриевич Мельчаков (создал символ ВДНХ - арку главного входа) преподавал в МАРХИ с1943 года и о нем справедливо говорили, что он был лучшим художником среди архитекторов и лучшим архитектором среди художников.
- церковь Николы в Звонарях построена на деньги графа Воронцова.
- во времена Воронцова, на задворках усадьбы располагались фигурные пруды, бельведеры.
- когда С. Соловьев делал перестройку здания под Строгановку, он делал упор на итальянскую эпоху Возрождения.
- экспонаты общегородского музея пропали в годы революции.
- наверху Кузнецовского корпуса был зимний сад и эксплуатируемая крыша. Поговаривали, что и лошадь белая была, которую рисовали.
- в училище преподавал М. Врубель, он приходил с букетом цветов и как рассказывают, говорил: «Изобретаем орнамент на тему этих цветов».
- небольшое здание перед МАРХИ (книжная лавка) – это флигель усадьбы 18 века и в его перестройке 1904 года участвовал Ф. Шехтель. В оформлении фасада были использованы керамические панно с ренессансными арабесками, сделанными руками учеников Строгановки. Здесь находился и магазин с продукцией строгановского училища.
- во время Первой Мировой войны в Кузнецовском корпусе размещался госпиталь кредитного общества великой княгини Елизаветы Федоровны.
- а вот и курьезный момент превращения МАИ (Московского Архитектурного Института) а МАРХИ. Собрались на спортивный турнир два московских вуза – Московский Авиационный Институт и Московский Архитектурный. МАИ против МАИ. Это и послужило поводом переименовать МАИ в МАРХИ.
Знание истории своей семьи, истории своего государства, истории места, где ты работаешь и учишься – необходимо каждому. Спасибо Татьяне Вячеславовне за интересный рассказ!
|
ТАТЬЯНИН ДЕНЬ
«Качнется купол неба, большой и звездно- снежный…
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
О.Митяев
За 29 лет существования нашей Школы появились традиции, без которых Альма-матер себя уже не мыслит! Одна из них – встреча студентов, бывших выпускников, приуроченная к ДНЮ СТУДЕНТА 25 января!
А все ли помнят историю этого Праздника?
В далеком январе 1755 года, граф Иван Шувалов (любимец императрицы и друг Ломоносова), в день памяти святой мученицы Татианы (матушку графа звали Татьяной), подал прошение Елизавете, которая и подписала именной указ об учреждении Московского Университета.
Но Татьянин день, как торжество, посвященное Московскому университету и дню студенчества, впервые отметили только в 1827 году. Веселье длилось недолго – чуть более 50 лет. Император Александр 3-й праздник запретил. Веселую и вольную традицию попытался возродить в 1911 году ректор Московского университета Матвей Лобавский. Но студентам и тут не повезло: после революции 1917 года праздник снова запрещен. Запрещен, но не забыт! Официально его возродили только в 1991 году, по инициативе академика Виктора Садовничего, бессменного ректора МГУ.
Традиция студенческого праздника в Татьянин День в нашей Школе переместилась на первый понедельник после 25 января – из -за удобства найти свободную аудиторию – и в 2024 году это было 29 февраля.
Собрались студенты самых разных выпусков! «Разбег» по годам был в 21 год (2002 - 2023)! Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Ведь не только профессиональные навыки объединяют наших студентов, но и большая человеческая дружба! Посмотрите на эти лица- счастливые глаза и улыбки подтверждают, что они пришли в родной отчий Дом, в Школу МАРХИ СОГЭЦУ. Положительных эмоций добавили слайд фильмы выпускников о своих САДАХ! Особенно щедрым на обзор проектов был выпуск 2020! И это не удивительно- трудятся и отдыхают всегда вместе! Открытые, дружные, легкие на подъем ребята продемонстрировали свои успехи не только в проектировании ландшафтов, но и в оформлении витрин!
Конкурс в жанре Хайку, посвященный педагогам и сотрудникам Школы, тоже открыл немалые таланты среди выпускников. Безоговорочно победила Юлия Щелина со своим воспоминанием о поступлении в Школу:
«Звонок,
Ответ,
Обратной дороги нет!»
И в финальной части встречи – награды нашли своих героев – выпускники Охмак Игорь, Татьяна Жданова получили почетные дипломы от Союза Архитекторов России за участие в 31 международном Смотре - Конкурсе лучших выпускных квалификационных работ по архитектуре, дизайну и искусству 2022 года.
Спасибо вам дорогие друзья! Мы всегда рады видеть вас в Альма Матер снова и снова!
|
|
|