НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ И ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ-2022
7 апреля в Галерее ВХУТЕМАС в рамках Международной научно-практической конференции «Наука, образование и экспериментальное проектирование – 2022», состоялось заседание круглого стола «Художественное образование архитектора». На повестке дня было обсуждение современных методов обучения молодых архитекторов и роль творческих дисциплин в архитектурной практике.
Преподаватели нашей Школы Усенин А.Н. и Астапов А.С,. сотрудники кафедры ЖИВОПИСИ МАРХИ, представили перед гостями круглого стола свою методику преподавания курса живописной и графической подготовки слушателей «Школы ландшафтного дизайна МАРХИ».
Специфика этого курса состоит в том, что подавляющее большинство наших студентов не имеет даже начального художественного образования, поэтому задания этого краткого годичного курса максимально связаны не столько с технической стороной работы над изображением, сколько с раскрепощением художественного сознания для обострением визуального восприятия и развитием композиционного мышления.
Использование в методике этой программы широкого комплекса изобразительных средств – от мягких графических материалов до элементов коллажа и их сочетания, позволяет расширить палитру будущих дизайнеров и широко использовать различные техники и стилистические приемы в ландшафтном проектировании.
|
ВЕСНА - МАРХИ - СОГЭЦУ
Всего три дня с 12 по 14 апреля просуществовала в галерее ВХУТЕМАС традиционная для Школы весенняя выставка студенческих работ икебаны СОГЭЦУ. Мало? Но эфемерность недолговечность, мгновенность – это и есть красота.
«Какое пространство! Какой свет! Какие работы!» - только и слышалось вокруг!
Почему такое сложносоставное название?
Во-первых – на дворе ВЕСНА!
ВЕСНА – это время возрождения, новых надежд и открытий. Время, когда пробуждается природа и человеческая душа оживает.
Это время, когда первые цветы весны заставляют наши сердца петь и вдыхают новую жизнь.
Весна – время любви и первой зелени.
Весна – время творчества и созидания.
Весна – время мечтать и исполнять.
Во-вторых – 100 лет назад, в такой же весенний день в мастерских ВХУТЕМАС, которые располагались буквально здесь, в этом здании, «конструкторы новой эпохи» проектировали, рисовали, чертили, пилили, ставили спектакли и устраивали диспуты. Их называли «реформаторами быта» и это были самые активные художественные силы Москвы – десятки живописцев, графиков, архитекторов, скульпторов, художников-технологов. Концентрация идей, манифестов, эмоций на небольшом пространстве была такова, что их эхо мы слышим по сей день. Изучение на пропедевтических дисциплинах Основного отделения ВХУТЕМАСа азбуки искусства – композиции, ритма, цвета, формы, пространства – было поистине революционным. Они были ВЕСНОЙ в искусстве того времени.
И в - третьих – в это же самое время, 100 лет назад, в 1927 году такую же революцию произвел произвел Софу Тэсигахара, основатель школы Согэцу, когда те же принципы создания объемно-пространственной композиции поставил во главу угла новой трактовки икебана. А его лозунг «СВОБОДА ТВОРЧЕСКОГО ДУХА» мог бы вполне соответствовать лозунгу ВХУТЕМАСОВцев.
В подтверждение подобия этих двух школ всего две цитаты:
«Ставя композицию, необходимо увидеть внутреннее совершенство при внешней неброскости» - гласит школа Согэцу.
«Я хочу научить людей видеть НЕОБЫКНОВЕННО обыкновенные вещи» - говорил педагог ВХУТЕМАСа Александр Родченко.
Не правда ли, схожие принципы?
Итак, выставка прошла с большим успехом как для посетителей, так и для участников. Кто прошел через сомнения, усталость, суету и в конце получил огромную радость от участия в общем процессе творчества, тот поднялся на еще одну ступеньку мастерства!
Будем надеяться, что время карантинов закончилось и выставочная жизнь вновь возобновится!
А вот как все начиналось.
|
ВЫСТАВКА В БЕЛОМ ЗАЛЕ
26 апреля в Белом зале Московского архитектурного института состоялось торжественное открытие персональной выставки преподавателя кафедры «Живопись», педагога нашей Школы по рисунку и живописи - Антона Сергеевича Астапова. Открыл выставку заведующий кафедрой «Живопись» МАРХИ профессор Виталий Леонидович Барышников, который отметил профессионализм и личные качества Антона Астапова: «Приехав из Санкт-Петербурга, Антон Сергеевич привнес на нашу кафедру свое видение, свою технику, свой профессионализм…это человек, который не боится работать, своей энергетикой он заражает студентов. Работы Антона Сергеевича – это его мир».
На экспозиции представлены работы из разных серий, выполненные Антоном Астаповым пастелью, а также в смешанной авторской технике, за последние десять лет.
|