НАДО МЕЧТАТЬ…
Государственная Третьяковская галерея совместно с Центральным выставочным залом «Манеж» (Санкт-Петербург), ГМВЦ «РОСИЗО», Галереей «Триумф» при поддержке Благотворительного Фонда «Транссоюз» в феврале 2021 года представляют проект «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», посвященный одному из самых значимых и в то же время наименее изученному направлению в истории российского искусства второй половины ХХ века. Экспозиция, в которую включены около 400 произведений, демонстрирует широкую панораму развития кинетического искусства в 1960–1970-х годах, прослеживая его связь с авангардистскими экспериментами начала века и художественными практиками современности.
В основе кинетического искусства лежит идея трансформации: как художественной формы, так и самого процесса восприятия. Подвижность, изменчивость, нестабильность — определяющие качества для динамических произведений, преобразование которых происходит с помощью механических сил или визуальных эффектов. Возникнув одновременно в различных регионах мира в послевоенную эпоху, кинетизм был во многом связан с идеей реабилитации технического прогресса и формированием информационного общества. Наравне с научным авангардом художники-кинетисты изобретали визуальные системы передачи информации, исследовали особенности образного мышления, экспериментировали с новейшими технологиями и материалами. Такие темы, как полисенсорность восприятия, алгоритмизация творческого процесса, процессуальность, интерактивность, виртуальность, определяли актуальную художественную проблематику того времени. Художники не только искали новые формы воплощения своих замыслов, но и реализовывали их в сфере дизайна, архитектуры, градостроительства, организации окружающей среды. Таким образом кинетизм стал не просто направлением искусства, но и своеобразной лабораторией, где художники генерировали альтернативные версии реальности и того будущего, в котором мы сегодня оказались. То, что когда-то виделось художественным экспериментом, теперь во многом является частью нашей повседневной жизни. Экспозиция в Новой Третьяковке включает разнообразные формы и жанры кинетического искусства: мобили, самонапряженные конструкции, трансформирующиеся скульптуры, оптическую живопись, графику, коллаж, фотографию, видеопроекции, звуковые и световые инсталляции, интерактивные объекты. Представлены работы известных художников-кинетистов, создавших основной комплекс произведений в 1960–1970-х годах, и их предшественников — главных представителей русского авангарда начала XX века, а также современных авторов. Выставка состоит из четырех разделов, в каждом из которых выявлены наиболее характерные черты кинетизма и показано развитие его основных идей. Однако при создании выставки кураторы стремились уйти от герметичной структуры, с четким делением между разделами, а благодаря архитектуре выставочного пространства сделали их взаимопроникаемыми. Раздел «Лаборатория зрения» посвящен исследованию визуального восприятия и художественным экспериментам по расширению его возможностей. «Лаборатория искусствометрии» демонстрирует работы, для которых важны точный расчет и рациональная объективация художественного процесса. Раздел «Лаборатория среды» собрал проекты по переустройству окружающего пространства в области архитектуры, дизайна, театра. В «Лаборатории синестезии» представлены проекты, авторы которых используют мультисенсорный подход и реализуют идею всеобъемлющего произведения.
МАНИФЕСТ РУССКИХ КИНЕТОВ (коллектив «Движение»)
ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ КИНЕТЫ! МИР СЕГОДНЯ: «Требую своих форм и символов!» В ХХ веке ТЕХНИКА обручила ИСКУССТВО с НАУКОЙ. Человек СЕГОДНЯ: «Абсолютную свободу ФАНТАЗИИ, люди!» ФАНТАЗИЯ говорит: «Дайте новый инструмент – средства – и я переделаю мир». ДРЕВО НАУКИ растит много новых ветвей, ДРЕВО ИСКУССТВА – ФОРМ. ХХ века лицо. КИНЕТИЗМ – ПЛОД многих ветвей. ОДНОМУ НЕ ОХВАТИТЬ. Даже сильный, если один – слаб! ЖРЕЦ КИНЕТИЗМА – КИНЕТ. КИНЕТ – это один и много. Он – и личность и коллектив! МИР СКАЗАЛ: «ЧЕЛОВЕК, если ты не сам за себя, то кто за тебя?» Но если ты только за себя – чего ты стоишь?» Мир СЕГОДНЯ: «Люди, отчего Вы еще не братья?» Ведь у Вас есть ИСКУССТВО…» СЕГОДНЯ - Музыканты, физики, актеры….архитекторы, психологи, инженеры, социологи… и поэты -ЗАВТРА КИНЕТЫ. Новое качество в искусстве родилось КОЛЛЕКТИВОМ. Мы сделаем вместе такое искусство, которое врозь невозможно сделать. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (человек искусства ARTIST) – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ (человек Науки и Техники) = «ПРОИЗВЕДЕНИЕ КИНЕТИЗМА ИНЖЕНЕР, что ты сделал для ПРЕКРАСНОГО?» «ЧЕЛОВЕК ИСКУССТВА (ARTIST), как совершенствуешь ИНСТРУМЕНТ искусства?» «МИР, тебе предлагаем искусство ДУШИ, УМА и ТЕЛА». КИНЕТИЗМ -искусство раскрытия тайн жизни и превращений. Близится, близится Эра РЕАЛЬНОГО ИСКУССТВА, время всеобщего человеческого понимания искусством. Эра КИНЕТИЗМА придет! КИНЕТЫ планеты ЗЕМЛЯ, в наших руках величайшее духовное дело! КИНЕТИЗМ – это не только новая форма искусства и даже не только новый вид искусства, но это новое,тысячелетия рождавшееся отношение к Миру, к Человеку! Нет искусства вне Человека и без Человека. Мы – пионеры. Приобщим же МИР к КИНЕТИЗМУ! Человек СЕГОДНЯ разорван, болен. «Человек, ты не устал от разрушений?» Ребенок СЕНОДНЯ – уже космическое поколение. Звезды стали ближе. Так пусть же ИСКУССТВО близит людей дыханием звезд! «ЛЮДИ. ДАВАЙТЕ СОЗДАДИМ ВСЕМИРНЫЙ ИНСТИТУТ КИНЕТИЗМА!» Пусть кинетизм приблизит жизнь к миру грез и фантазии! Горизонты раздвинем – пусть ЗАВТРА увидят! Выучим новый язык душ! ПОСАДИЛИ СЕГОДНЯ СЕМЯ МЫ - ДРЕВО ЦВЕТУЩЕЕ ЗАВТРА ВЫРАСТИМ! Москва, 1966 ЛЕВ НУСБЕРГ
Напомним, что в группу «Движение» входил и Вячеслав Фомич Колейчук, более 20 лет проработавший в нашей Школе. Его методика преподавания и темы курса «Формообразование» сохраняются по сей день. Объекты на тему «ДВИЖЕНИЕ» - механические и иллюзорные теперь создает его последователь – Топунов Андрей Игориевич. Да здравствует иное эмоциональное и интеллектуальное творческое восприятие мира! https://www.1tv.ru/n/400566
|
ЭКЗАМЕН по ФИТОДИЗАЙНУ за 3 семестр
«Одни композиции вынашиваются в душе долго: человек что-то задумывает, а потом копит в себе силы создать задуманное, пусть сперва ему порой и не ясно, где и когда реализуется замысел.
Другие композиции рождаются внезапно. Это уже нечто совершенно иное. Композиции, возникающие непосредственно в момент работы, и композиции, которые нарабатываются, вынашиваются, продумываются…. Все люди разные, и здесь нельзя судить, что лучше, что правильнее» - говорил Софу Тэсигахара, основатель школы Согецу. Действительно, все мы разные: с разным темпераментом, характерами, привычками и умение концентрироваться в момент сдачи экзамена не у всех срабатывает! Поэтому «победили» те студенты, кто заранее продумал и прочувствовал свою композицию.
|