ноябрь 2020 |
|
СТОЛЕТИЕ ВХУТЕМАСа
2020 году исполняется сто лет с момента открытия самого яркого и значимого творческого института за всю историю России. На протяжении 10 лет в зданиях мастерских на Мясницкой и Рождественке работали самые активные художественные силы Москвы – десятки живописцев, графиков, архитекторов, скульпторов, художников технологов. Одно перечисление педагогов, работающих в стенах ВХУТЕМАСа заставляет встать и «снять шляпу» - В.А.Фаворский, П.В.Кузнецов, Павел Флоренский (читал «Анализ перспективы»), А.Веснин, М.Гинзбург, Л.Лисицкий, Л.Попова, А.Родченко, В.Татлин и многие многие другие.
Концентрация идей, манифестов, эмоций на небольшом пространстве была такова, что их эхо мы слышим по сей день. Но, в отличие от хорошо изученного наследия немецкого визави - Баухауса, то, что было сделано в стенах ВХУТЕМАСа, до сих пор целиком не осмысленно. Причина – долгий период забвения всего наследия авангарда, потеря и уничтожение архивов выпускников. Мы называем ВХУТЕМАС «школой авангарда», подразумевая под словом «авангард» не формальную близость концепциям футуризма, конструктивизма или супрематизма, а инновационность принципа обучения студентов, в основе которого лежал формально-аналитический метод. Этот метод в равной степени был свойственен диаметрально противоположным по сути мастерским – Александра Родченко и Владимира Фаворского, Ильи Машкова и Давида Штеренберга. На Архитектурном факультете соседствовали две школы – академическая школа во главе с Иваном Жолтовским и новатором – Николаем Ладовским. Педагогика ВХУТЕМАСа базировалась на разделении сложных явлений на простые составляющие, обучении студентов анализу, самостоятельному мышлению. Изучение на пропедевтических дисциплинах Основного отделения азбуки искусства – композиции, ритма, цвета, формы, пространства – было по истине революционным. Прошло сто лет и уже в новом тысячелетии творческие вузы не только России, но и всего мира сверяются с ВХУТЕМАСом – фантастическим, свободным институтом, учившим думать и самозабвенно работать. На нескольких площадках Москвы проходят выставки, посвященные этому юбилею. Самая большая экспозиция представлена была в Музее Истории Москвы. Здесь был показан этот образовательный «взрыв» в динамике – от дореволюционного училища к Свободным государственным мастерским (1918-1920), ВХУТЕМАСу (1920-1927) и ВХУТЕИНу (1927-1930) и затем современному образованию.
|
ЗОДЧЕСТВО 2020
Архитектурный фестиваль прошел в Москве с 11 по 13 ноября в ВК «ГОСТИНЫЙ ДВОР».
Этот праздник включал в себя - выставку достижений в области архитектурной и градостроительной деятельности городов и регионов России, творческих архитектурных коллективов, проектных институтов, мастерских; - 3 дня деловой программы с ведущими отечественными и зарубежными специалистами в области архитектуры и градостроительства; - 7 тематических конкурсов; - выставку строительных материалов и технологий.
Тема фестиваля – «ВЕЧНОСТЬ», предложенная Эдуардом Кубенским ( Куратор фестиваля) и ориентированная на поиск и выявление современных тенденций в архитектуре и градостроительстве, была выражена в формате мероприятий и на выставочном пространстве Гостиного Двора. Вот что говорит о теме «ВЕЧНОСТЬ» сам куратор: « Человек обретает свободу в момент творческого акта, а творческий акт по сути является актом вечности. Когда художник творит, он счастлив, а когда он счастлив, он часов не наблюдает. Это значит, что он находится вне времени, ему безразлично, когда начался мир и когда он закончится, ему важен процесс. То, что было создано, затем начинает оформляться, обретает рамки и теряет свободу, человек монетизирует результат, превращает его в продукт, время – деньги. До тех пор, пока творчество не стало продуктом, правит ВЕЧНОСТЬ. Перед архитекторами сегодня встает вопрос: какой должна быть архитектура – на время или на века. Если ты пытаешься обрести вечность, то ты должен быть художником, а если ты думаешь о каких то временных вещах, ты строишь дома, зарабатываешь деньги. Нет, ты даже записан где-то как архитектор, ты можешь написать, что у тебя уникальная архитектура, оригинальные проекты…. Но архитектор – это больше, чем композиция. Архитектор должен разобраться в устройстве мироздания. Архитектура – это теория всего, тебя должно интересовать, как устроена вселенная, чем все кончится и с чего все началось ».
|
ХРОНИКА ШКОЛЫ
Жажда познать новое – не иссякает у наших студентов ! В наше непростое время, когда часть дисциплин проходит в формате ОНЛАЙН, тем ярче и воодушевленней проходят занятия в аудиториях. Ландшафтное проектирование, живопись, фитодизайн , методы изображения пространства – вот те площадки, которые без живой обратной связи – не возможны!
|
|
|
|