ЖИЗНЬ НАШЕЙ ШКОЛЫ
август 2020 Печать

«САДЫ И ЛЮДИ», ВДНХ

Ежегодный фестиваль, фестиваль на открытом воздухе, несмотря на все трудности этого года в августе месяце начал свою работу. Это идеальная площадка для талантливых, смелых, авантюрных людей! Всего за 10 дней профессионалы своего дела преобразовали территорию ВДНХ и создали для посетителей атмосферу праздника и чуда!
Существует добрая традиция встречать наших студентов и выпускников на этой площадке. Кто- то выступил членом экспертного совета, а кто- то – участником!
Встречайте! Школа СОГЭЦУ МАРХИ среди ЛЮДЕЙ и САДОВ!

0 1

V 1 V 2 V 15
V 3 V 4 V 5
V 13 V 7 V 8
V 9 V 10 V 11
V 12 V 14 V 16 
g 1 g 2
g 3 g 4
g 5 g 6
g 7 g 8


23 августа праздничные дни фестиваля завершились и были подведены итоги! «СЕРЕБРО» в номинации Арт-объект «Не останавливайся!». Авторы, выпускницы 2020 – Оксана Зайцева, Татьяна Жданова, Надежда Прудникова.
Действительно – девочки удачно задали вектор движения, останавливаться нельзя, несмотря ни на какие обстоятельства! Движение – это жизнь! И через преодоление всевозможных препятствий они, прежде всего, побороли себя во многом – выйдя из зоны комфорта! Вышли, задержали дыхание, нырнули… поплыли…вынырнули и получили бонус – в виде бесценного опыта! Не останавливайтесь и дальше в своих мечтах!

IMG 6328  копия IMG 6340  копия IMG 6332  копия
g 1 g 2
g 3 g 4


Вторая команда – также выпускницы нашей Школы 2020: Ситникова Яна, Ланцева Оксана, Федорова Мария, Маркина Елена, Шаповалова Анастасия. Девочки участвовали в номинации «Сады начинающих». Эта команда «Ветер перемен» представил свой сад «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС» и удостоился «БРОНЗОВОЙ медали».
Для этого конкурса было выделено 6 прямоугольных площадок – песочниц, каждая с определенным набором растений и малых форм. Один день давался студентам на проектирование мини-сада, другой – на его создание. В результате под руководством опытных кураторов на площадке выросли 6 симпатичных садов.
IMG 7041 IMG 7042
IMG 7043 IMG 7043a
IMG E7248 IMG E7249

Дорогие коллеги! Выпускники 2020 года! Мы вами гордимся!
Ваши сады не просто красивы, они умны!


Разговор о СОФУ ТЭСИГАХАРЕ

В 2020 году исполнилось бы 120 лет знаменитому художнику, каллиграфу, основателю школы Согэцу - Софу Тэсигахара.

С семи лет он занимался икебаной под руководством отца. В 15 он уже обучал своих учеников. Но он мечтал стать свободным художником, раздвинуть рамки традиционной икебаны, которые были созданы несколько веков назад! И в 26 лет Софу оставляет дом отца и открывает школу "Согэцу". Этот человек создал направление в искусстве икебана как часть ландшафтной архитектуры. Его называют "Пикассо цветов" и заслуженно считают японским авангардистом!
Давайте вспомним его работы и истории их создания.
Начнем с «АВТОПОРТРЕТА».
Вспоминает Аран Тосио, соратник мастера: «Софу Тэсигахара считал, что между скульптурой и композицией икебана нет четких границ. И что как растения, так и различные предметы равно могут быть использованы при создании объемных форм. Скульптура»Автопортрет» была выставлена на персональной выставке Софу в 1955 году. Ее высота 1,6 метра. Преобладающая окраска – натуральный цвет ржавчины.
Насколько я помню, Софу не делал предварительных рисунков на бумаге при создании «Автопортрета». В качестве материала были использованы элементы металлического лома, покрытые ржавчиной. При окрашивании композиции были использованы черная и темная охра».
Из воспоминаний работников мастерской Мита: «Иногда Софу требовал от рабочих не шуметь, если он работал в своем кабинете. Очень радовался, когда работа, заказанная им, была выполнена хорошо. Работали все и в дождь, и в снег, при любой погоде. Было до сумасшествия интересно работать под началом Софу. Работе с Софу всегда сопутствовало радостное возбуждение.
В мастерской выполняли работы по металлу, в том числе и сварочные. Обрабатывали и крупные глыбы камня».

01

Композиция «ЛОЖНЫЙ ОБРАЗ» (или «Ложное отражение»)

Классическая композиция Софу Тэсигахара «Ложный образ» впервые экспонировалась в мае 1951 года на второй японской выставке цветов.
За период с 1951 года по 1977 год Софу 4 раза возвращался к доработке этой композиции.
«Икебана – это искусство интервала» - такой девиз преследовал автор.
В 2000 году на юбилейной выставке к 100 –летию мастера экспонировалась реконструкция «Ложного образа». Был использован крупный ствол камфорного дерева, самшит японский, магнолия, туевик.

02

Композиция «МАССЫ И БАМБУК»

Эта работа впервые экспонировалась на выставке двух художников - Софу и Хироси Тэсигахара в 1959 году.
Композиция выражала впечатления Софу от Нью-Йоркских небоскребов, полученные им во время поездки в Европу и США.
Узкий зазор между стоящим бамбуком и криптомерией создает сильный образ, подобный острому ощущению шока при виде гигантских небоскребов.
a 18

ПАРОВОЗ

1951 год, Размеры : 211х275х92 см
«Если цветы и некоторые вещи с удивительными(странными) свойствами хорошо гармонируют в единой композиции, то это и есть ИКЕБАНА»
Материал: Пампасная трава, плоды трахикарпуса, хризантемы, металлические предметы.
С 1948 по 1957 годы в течение 9 лет штаб школы Согэцу размещался в местечке Мита-Цунамати. Этот период развития школы получил название «Мита-период». За это время существенно увеличилось число членов школы Согэцу, а Софу создал многие произведения искусства, ставшие весьма известными. Здесь получила развитие идея Софу о том, что икебана не имеет границ. В мастерской Мита Софу создал многие произведения искусства, используя в качестве материала металл, камень, дерево и пр. Были созданы работы, связанные с резьбой по дереву, и с инкрустацией дерева с помощью оловянных и латунных пластин. В работе Софу помогали ремесленники разных специальностей, в том числе садовник, плотник, сварщик, резчики по камню, дереву и другие.
04

 ПЕСНЯ ЗЕМЛИ 

Впервые эта работа была выставлена в 1962 году на Второй выставке школы Согэцу района Тюбу в городе Нагоя.
Материал: перевернутый бамбук, лоза глицинии.
05

БОЛЬШАЯ ЗМЕЯ (ОРОТИ)

Дата создания – 1965 год
Размер 85х618 см.
Материал: дерево-топляк.
Берег острова Сикоцу, остров Хоккайдо.
Это готовая иллюстрация для книги «Я и цветы», которая вышла в свет в 1966 году. Софу Тэсигахара вместе со своим другом фотографом Кэном Домоном в течении двух лет объехал все уголки Японии, создавая и фотографируя различные композиции из цветов и других материалов в самых разных местах, в том числе в храмах Киото, на берегах озер, на фоне горы Фудзи и т.п.
Вспоминает Рю Исикава, участник создания скульптуры «ОРОТИ»:
«Мы работали целый день, вытаскивали из озера огромную корягу ( несмотря на июль, вода в озере была очень холодная), потом покрывали ее лаком.
Через 20 лет, несмотря на воздействие ветра и осадков, скульптура сохранила свой вид. Она хорошо согласуется с окружающим пейзажем и до сих пор привлекает внимание…
Я лично думаю о Софе как о Божественном Человеке. Считаю огромным счастьем встречу с ним. Это был настоящий Учитель. Помню его голос, его совершенно необычную мягкую и уважительную манеру общения с людьми».
06

СОВРЕМЕННАЯ ЖЕНЩИНА (СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК)

1954 – 1956 годы, Размеры 176х44х50 см
«Когда говорят- «Из чего бы не делать», то обычно подразумевают, одновременно, «Не важно из чего сделано, важно, что сделано человеком» - Софу Тэсигахара.
07

ВЕСНА ВСЕЛЕННОЙ (ВЕСНА НЕБА И ЗЕМЛИ)

Дата создания – 1978 год.
Впервые экспонировалась на выставке трех художников – Софу, Касуми, Хироси в зале Нихомбаси, на 50- летие школы Согэцу.
Материал: сосна, покрытая мхом; лоза глицинии; азалия; рододендрон; айва японская; дерево, изготовленное совместно с Хироси; крупные керамические вазы в форме лодки и в форме кувшина.
« Икебана – это живая скульптура
Икебана – это скульптура с цветком».
08

ЛУННЫЙ ОБРАЗ

Октябрь 1953 года.
Персональная выставка Софу в Токио. Материал: сухие ветки дерева, обработанные гипсом.
09

ПТИЦА С ДВУМЯ КРЫЛЬЯМИ

1951 год, октябрь, город Осака; ноябрь 1951 года – Токио, выставка трех крупных мастеров икебаны: Софу, Охара, Накаяма.
10

ДЕРЕВО-ЗВЕРЬ 

1957 г, октябрь.
Дворец изящных искусств в г.Токио.
С 1948 по 1957 годы в течении 9 лет штаб школы Согэцу размещался в местечке Мита-Цунамати. Этот период развития школы получил название «Мита-период». За это время существенно увеличилось число членов школы Согэцу, а Софу создал многие произведения искусства, ставшие весьма известными. Здесь получила развитие идея Софу о том, что икебана не имеет границ.
Для композиции «Дерево-зверь» использовались корни деревьев, вывороченных очередным тайфуном. Их свозили в мастерскую на грузовиках из разных мест.
11 2 11 1

ВХОД В ПЕЩЕРУ

Дата создания – 1962 год
Материал: дерево, латунь, алюминий.
« Подобно звездам в небе,
Подобно распускающимся цветам в поле,
Подобно человеческим воспоминаниям
Открываются дыры в моей скульптуре.
Они не могут не отрываться.
Это мои цветы, это мои звезды»
12

ВОСТОК

Впервые была представлена на выставке Икэбана в 1951 году.
Ваза сделана из камня и дерева.
Материал: дерево, камень, целозия разных цветов, самшит.
13

КАЦУРАГИ

Образ из «Кодзики».
48 выставка Согэцу. 1966 год.
Материал: липа японская, плоды айвы, белая камелия, мандарины, целаструс.
14

ЛОТОС индийский в керамическом кашпо,
1974 год

«Самые разные чувства и эмоции вызывает композиция! Будьте икебаной!»
15