Разговор о СОФУ ТЭСИГАХАРЕ
В 2020 году исполнилось бы 120 лет знаменитому художнику, каллиграфу, основателю школы Согэцу - Софу Тэсигахара.
С семи лет он занимался икебаной под руководством отца. В 15 он уже обучал своих учеников. Но он мечтал стать свободным художником, раздвинуть рамки традиционной икебаны, которые были созданы несколько веков назад! И в 26 лет Софу оставляет дом отца и открывает школу "Согэцу". Этот человек создал направление в искусстве икебана как часть ландшафтной архитектуры. Его называют "Пикассо цветов" и заслуженно считают японским авангардистом! Давайте вспомним его работы и истории их создания. Начнем с «АВТОПОРТРЕТА». Вспоминает Аран Тосио, соратник мастера: «Софу Тэсигахара считал, что между скульптурой и композицией икебана нет четких границ. И что как растения, так и различные предметы равно могут быть использованы при создании объемных форм. Скульптура»Автопортрет» была выставлена на персональной выставке Софу в 1955 году. Ее высота 1,6 метра. Преобладающая окраска – натуральный цвет ржавчины. Насколько я помню, Софу не делал предварительных рисунков на бумаге при создании «Автопортрета». В качестве материала были использованы элементы металлического лома, покрытые ржавчиной. При окрашивании композиции были использованы черная и темная охра». Из воспоминаний работников мастерской Мита: «Иногда Софу требовал от рабочих не шуметь, если он работал в своем кабинете. Очень радовался, когда работа, заказанная им, была выполнена хорошо. Работали все и в дождь, и в снег, при любой погоде. Было до сумасшествия интересно работать под началом Софу. Работе с Софу всегда сопутствовало радостное возбуждение. В мастерской выполняли работы по металлу, в том числе и сварочные. Обрабатывали и крупные глыбы камня».
Композиция «ЛОЖНЫЙ ОБРАЗ» (или «Ложное отражение»)
Классическая композиция Софу Тэсигахара «Ложный образ» впервые экспонировалась в мае 1951 года на второй японской выставке цветов. За период с 1951 года по 1977 год Софу 4 раза возвращался к доработке этой композиции. «Икебана – это искусство интервала» - такой девиз преследовал автор. В 2000 году на юбилейной выставке к 100 –летию мастера экспонировалась реконструкция «Ложного образа». Был использован крупный ствол камфорного дерева, самшит японский, магнолия, туевик.
Композиция «МАССЫ И БАМБУК»
Эта работа впервые экспонировалась на выставке двух художников - Софу и Хироси Тэсигахара в 1959 году. Композиция выражала впечатления Софу от Нью-Йоркских небоскребов, полученные им во время поездки в Европу и США. Узкий зазор между стоящим бамбуком и криптомерией создает сильный образ, подобный острому ощущению шока при виде гигантских небоскребов.
ПАРОВОЗ
1951 год, Размеры : 211х275х92 см «Если цветы и некоторые вещи с удивительными(странными) свойствами хорошо гармонируют в единой композиции, то это и есть ИКЕБАНА» Материал: Пампасная трава, плоды трахикарпуса, хризантемы, металлические предметы. С 1948 по 1957 годы в течение 9 лет штаб школы Согэцу размещался в местечке Мита-Цунамати. Этот период развития школы получил название «Мита-период». За это время существенно увеличилось число членов школы Согэцу, а Софу создал многие произведения искусства, ставшие весьма известными. Здесь получила развитие идея Софу о том, что икебана не имеет границ. В мастерской Мита Софу создал многие произведения искусства, используя в качестве материала металл, камень, дерево и пр. Были созданы работы, связанные с резьбой по дереву, и с инкрустацией дерева с помощью оловянных и латунных пластин. В работе Софу помогали ремесленники разных специальностей, в том числе садовник, плотник, сварщик, резчики по камню, дереву и другие.
ПЕСНЯ ЗЕМЛИ
Впервые эта работа была выставлена в 1962 году на Второй выставке школы Согэцу района Тюбу в городе Нагоя. Материал: перевернутый бамбук, лоза глицинии.
БОЛЬШАЯ ЗМЕЯ (ОРОТИ)
Дата создания – 1965 год Размер 85х618 см. Материал: дерево-топляк. Берег острова Сикоцу, остров Хоккайдо. Это готовая иллюстрация для книги «Я и цветы», которая вышла в свет в 1966 году. Софу Тэсигахара вместе со своим другом фотографом Кэном Домоном в течении двух лет объехал все уголки Японии, создавая и фотографируя различные композиции из цветов и других материалов в самых разных местах, в том числе в храмах Киото, на берегах озер, на фоне горы Фудзи и т.п. Вспоминает Рю Исикава, участник создания скульптуры «ОРОТИ»: «Мы работали целый день, вытаскивали из озера огромную корягу ( несмотря на июль, вода в озере была очень холодная), потом покрывали ее лаком. Через 20 лет, несмотря на воздействие ветра и осадков, скульптура сохранила свой вид. Она хорошо согласуется с окружающим пейзажем и до сих пор привлекает внимание… Я лично думаю о Софе как о Божественном Человеке. Считаю огромным счастьем встречу с ним. Это был настоящий Учитель. Помню его голос, его совершенно необычную мягкую и уважительную манеру общения с людьми».
СОВРЕМЕННАЯ ЖЕНЩИНА (СОВРЕМЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК)
1954 – 1956 годы, Размеры 176х44х50 см «Когда говорят- «Из чего бы не делать», то обычно подразумевают, одновременно, «Не важно из чего сделано, важно, что сделано человеком» - Софу Тэсигахара.
ВЕСНА ВСЕЛЕННОЙ (ВЕСНА НЕБА И ЗЕМЛИ)
Дата создания – 1978 год. Впервые экспонировалась на выставке трех художников – Софу, Касуми, Хироси в зале Нихомбаси, на 50- летие школы Согэцу. Материал: сосна, покрытая мхом; лоза глицинии; азалия; рододендрон; айва японская; дерево, изготовленное совместно с Хироси; крупные керамические вазы в форме лодки и в форме кувшина. « Икебана – это живая скульптура Икебана – это скульптура с цветком».
ЛУННЫЙ ОБРАЗ
Октябрь 1953 года. Персональная выставка Софу в Токио. Материал: сухие ветки дерева, обработанные гипсом.
ПТИЦА С ДВУМЯ КРЫЛЬЯМИ
1951 год, октябрь, город Осака; ноябрь 1951 года – Токио, выставка трех крупных мастеров икебаны: Софу, Охара, Накаяма.
ДЕРЕВО-ЗВЕРЬ
1957 г, октябрь. Дворец изящных искусств в г.Токио. С 1948 по 1957 годы в течении 9 лет штаб школы Согэцу размещался в местечке Мита-Цунамати. Этот период развития школы получил название «Мита-период». За это время существенно увеличилось число членов школы Согэцу, а Софу создал многие произведения искусства, ставшие весьма известными. Здесь получила развитие идея Софу о том, что икебана не имеет границ. Для композиции «Дерево-зверь» использовались корни деревьев, вывороченных очередным тайфуном. Их свозили в мастерскую на грузовиках из разных мест.
ВХОД В ПЕЩЕРУ
Дата создания – 1962 год Материал: дерево, латунь, алюминий. « Подобно звездам в небе, Подобно распускающимся цветам в поле, Подобно человеческим воспоминаниям Открываются дыры в моей скульптуре. Они не могут не отрываться. Это мои цветы, это мои звезды»
ВОСТОК
Впервые была представлена на выставке Икэбана в 1951 году. Ваза сделана из камня и дерева. Материал: дерево, камень, целозия разных цветов, самшит.
КАЦУРАГИ
Образ из «Кодзики». 48 выставка Согэцу. 1966 год. Материал: липа японская, плоды айвы, белая камелия, мандарины, целаструс.
ЛОТОС индийский в керамическом кашпо, 1974 год
«Самые разные чувства и эмоции вызывает композиция! Будьте икебаной!»
|