Продолжаем публиковать Летопись к 25-летию Школы Историю Согэцу в МАРХИ
Акция «Голубая Роза» Государственная Третьяковская Галерея – 10 апреля 2006 года
Артистический вечер «Музыка цветов и ароматов», подготовленный в рамках выставки «Голубая Роза», продолжил идею о взаимопроникновении всех сфер искусств - объединение пластики, цвета, поэтического слова с помощью музыкального начала. Привычный, устойчивый мир медленно и незаметно преображался, звуки и запахи окрашивались, цвета приобретали музыкальное звучание и все они вовлекались в общий хоровод взаимопревращений. Программа состояла из произведений французских композиторов, которые звучали в единстве с цветочными композициями и французскими ароматами, специально подобранными к исполняемым мелодиям.
Международный проект «Третьяковка без границ. ДУХОВНЫЕ ПЕРЕХОДЫ» к 150- летию Государственной Третьяковской галереи. 22 мая 2006 года
Проект представлял собой два «духовных перехода», направленных на встречу друг другу. Это своеобразный «пролог» перед входом в Храм искусства, символизирующий «духовный переход» от будничного мира к миру возвышенному. Инсталляция вошла в единое пространство музея и неожиданно и гармонично дополнила фасад Третьяковки. Эту концепцию разработал Мастер школы Согэцу Тэтсунори Кавана. И если в 2005 году создание «ВОЛНЫ» в Аптекарском огороде было построено на кривых линиях бамбука, то в 2006 году творение сенсея можно было назвать Плоскостью из бамбуковых ПРЯМЫХ.
Праздник 150-летнего юбилея ГТГ пришелся на 22 мая – Николин день, и все началось с торжественной службы в Домовой церкви при Третьяковской галерее (Николая Чудотворца в Толмачах) с участием Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Накануне службы, Кавана-сенсей зашел в Храм, увидел, что храм украшается к празднику, снял обувь, взял цветы и молча поставил композицию, как свое жертвоприношение к Владимирскому кресту 9 века. А после службы все сотрудники Третьяковки были приглашены на великолепную демонстрацию маэстро Тэтсунори Кавана, которому ассистировали наши студенты. Зазвенели колокола и под музыку Г.Свиридова сенсей начал священнодействовать. Это был дар всем тем, кто создал и сохранил сокровища русской живописи в этом месте.
>
Шуточная РЕНКА «АВИТАМИНОЗ». Участие в ежегодной флористической выставке (Сокольники), 12 апреля 2007 года
Выездное занятие на пленере с Франциско Инфанте и Вячеславом Колейчуком. Опалиха, весна 2007 года
Участие в выставке «Японская классическая гравюра». ГМИИ им.А.С.Пушкина, зима 2008 год Открытие выставки «Японская гравюра» происходило в знаменитом Белом зале ГМИИ. Для москвичей открылся удивительный мир старинной японской гравюры из коллекции Сергея Николаевича Китаева.
Участие в выставке «Сокровища Самураев». Московский Кремль, весна 2008 год
Международная Акция - Выставка «Острова». г. Санкт-Петербург, лето 2008 года Во дворце Половцева в Доме Архитектора Санкт-Петербурга, под музыку Игоря Стравинского, Георгия Свиридова и Валерия Гаврилина студенты Высшей Школы Ландшафтной Архитектуры и Дизайна МАРХИ под руководством Тетсунори Кавана создали на сцене дворца монументальную объемно-пространственную композицию икэбана Согэцу, посвященную образу Санкт- Петербурга, где Учитель побывал впервые. В Белом зале Дома архитектора проходила выставка работ студентов Согэцу МАРХИ 1-го курса под символическим названием «Острова», так как ставили романтический 5 вариант по школе Согэцу.
Оформление праздника ПАСХИ в Храме Сретенья Господня, 2008 – 2009 годы
Все москвичи знают театр «Школа драматического искусства», что на Сретенке, но не все знают, что этот театр буквально находится под куполом храма. Такого больше нет нигде в мире. Это задумка создателя театра, режиссера Анатолия Васильева. И построили его на пожертвования и личные вложения Васильева. Храм получился удивительным. ХРАМ – как напоминание для всех нас, что театр – это место для духовного усилия. Долгое время его настоятелем был однокурсник нынешнего режиссера театра Игоря Яцко, - Александр ИШМАТОВ, принявший монашеский постриг с именем ДАНИИЛ. Несколько лет подряд ученики нашей Школы оформляли к Пасхе это прекрасное пространство театральной крыши перед входом в храм и сам храм. Отец Даниил, будучи творческим человеком, охотно шел на встречу творческому эксперементу!
Семинар Оки- сенсея в Питере, 2009 год Тэсиеки Ооки – художник, учитель школы икэбана Согэцу долгое время был инструктором - куратором в России. В 2009 году его приезд был связан с открытием Study Group школы икэбана Согэцу в Санкт Петербурге.
Международный проект «ЦВЕТЫ — ОСТАТКИ РАЯ НА ЗЕМЛЕ». Цветы в произведениях русских художников. Государственная Третьяковская галерея, 2009 год Замечательная идея Главного хранителя ГТГ Селезневой Екатерины Леонидовны - ко дню 8 марта сделать подарок всем кто любит цветы, была подхвачена ВШЛАиД МАРХИ и нашим сенсеем – Тэтсунори Кавана! Учитель вновь в Москве и на сей раз его выбор пал на картину Аркадия Пластова «СЕНОКОС». Тэтсунори Кавана построил замечательную иллюзию летящих из картины, как бы скошенных цветов и трав, образовавших с полотном единое целое. Помимо этого центрального Объекта экспозиции, посетителей выставки встречал анаморфный арт-объект, посвященный знаменитой картине «Сирень» Михаила Врубеля. Далее зритель попадал в зал «Окна», где были собраны полотна с изображением открытых окон с перспективой садов и лугов. Здесь, не мешая зрителям, был подвешен «цветущий луг» из васильков и маков. Затем, зритель попадал в зал древней иконы, где были собраны уникальные иконы обильно украшенные цветами. В центре – мы расположили круглое черное зеркало, на котором была создана масштабная композиция из цветов. Настоящим праздником для зрителей стала демонстрация Сенсея, посвященная весне. Выставка пользовалась таким успехом, что ее продлили до июня и посетило ее более 60 тысяч человек!
Семинары и занятия с мастером инструктором Школы Согэцу – Тэтсунори Кавана, 2005 - 2009 годы, МАРХИ Большой друг, Учитель, Мастер Школы Согэцу (Japan, Tokyo) – Тэтсунори Кавана ежегодно с 2005 по 2009 приезжал в Москву для участия в Творческих Акциях ВШЛАиД МАРХИ. И каждый раз открыто делился со студентами своим творческим кредо! Его семинары и мастер классы – остаются незабываемым событием в Истории Школы Согэцу в МАРХИ!
Оформление конференции «СОВЕТ ПО КУЛЬТУРЕ СОТРУДНИКОВ СТРАН УЧАСТНИКОВ СНГ». Государственная Третьяковская галерея, 2010 год
Оформление выставки «Реабилитация торфа». Политехнический музей, Москва, 2010 год
Защита дипломных проектов на тему «РЕЛАКС ПАРК», 2010 год, МАРХИ.
« Обучение – это гимнастика мозгов, а не путь к истине» - А.Ф. Квасов
Ежегодная защита дипломных проектов – большой Праздник для студентов и педагогов Школы. Заключительный акт «Пьесы» длинной в 2 года перед званием Ландшафтный Дизайнер ( Архитектор)! «Топонимика Москвы», «Родники», «Монастырские сады», «Сады на крышах», «Московские дворики», «Русские Усадьбы» - одно перечисление этих тем вызывает волнение! И вот защита 2010 года, выбранная тема года – «Релакс Парк». «Ландшафтный архитектор – это не профессия, а метод. «Неландшафтных» архитекторов не существует, а архитектура как специальность не предполагает никаких прилагательных, кроме двух – «хорошая» и «плохая»» - говорил руководитель дипломных проектов тех лет, заслуженный архитектор России, кандидат Архитектуры, профессор, Заведующий кафедрой Ландшафтная Архитектура МАРХИ Квасов Александр Федорович.
ВЫСТАВКА «12 СТУЛЬЕВ» МАРХИ, 2011 год
Традиционная весенняя выставка АРТ- объектов на тему «Вот это СТУЛ, на нем сидят». Выставка порадовала оригинальными концепциями и интересными технологиями «Вот это Стул. На нем сидят. Что нового может быть в стулостроении? Ограничимся перечислением. Стул – стиль. Кресла – чресла. Трон – стон. Электростул – Вельзевул. В медицине – «Стул» циник. Стульчак – весельчак. Но табуретка – кривая кокетка, Если честно, видна повсеместно. А там, глядишь,над стулом стол…Дом…Сад… Как пальто к шляпке. А не наоборот, как мы хотели бы Или просто привыкли хотеть. Однако. Начнем со СТУЛА.»
Наверное вы догадались, что это слова могут принадлежать только человеку с парадоксальным мышлением – профессору Квасову А.Ф.
АРТ ОБЪЕКТЫ В ПРИРОДЕ. ПАРК ТРОПАРЕВО, 2011 год
13 мая, пятница. Студенты ВШЛАиД МАРХИ рассеяли миф о мистике «несчастливых» дней. Выдался на редкость удачный денек и долгожданное занятие по теме «ОБЪЕКТ» состоялось. Поясним, что это заключительная тема дисциплин «Формообразование», «Колористика», «Фитодизайн», где наконец то, будущие ландшафтные дизайнеры выходят в реальное пространство сада, леса, поля, города. На сей раз был Тропаревский парк Москвы. Можно назвать этот эксперимент модным словом « ИНВАЙРОМЕНТ» - изменение окружающего пространства в соответствии с видением художника. Привычнее для слуха – ЛЭНДАРТ либо OBJEKT. Но как не назови, суть происходящего не меняется, и действительно на практике студенты увидели, как малые формы сетчатых конструкций, успешно усвоенные на занятиях В.Ф.Колейчука в классе и воссозданные в больших масштабах, могут изменить и преобразовать пространство парка.
Оформление сцены Молодежного театра Москвы РАМТ к 150-летию со дня рождения Рабиндраната Тагора. 2011 год. «Пусть музыка души звенит во мне»
1 июня 2011 года в Молодежном театре Москвы РАМТ прошло благотворительное представление к 150 – летию со дня рождения Рабиндраната Тагора « Пусть музыка души звенит во мне». Набор из четырех слов – стремление, сила, свобода и моральное единство – раскрывают, как и почему Тагор видел человека центром Вселенной. Организаторы и режиссеры юбилейного представления пригласили оформить сцену студентов ВШЛАиД МАРХИ.
Защита дипломных проектов «УМНЫЙ ПАРК или Диалоги с пространством», 22 июня 2011 года, МАРХИ «Действительно, кому нужна квартира без санузла, мусоропровода и электричества. Парк – реанимационное отделение Природы. Иначе у него три судьбы: погибнуть под натиском застройки, превратиться в свалку или быть распроданным по клочкам. Парк это последняя остановка Природы перед исчезновением в жерновах городского Молоха. Городской парк такая же часть города, как ТЭЦ, автомагистраль или метро. Он должен быть оборудован, т.е. готов к обороне как цитадель. Это уже не бытовая машина, а высокотехнический агрегат. Прежде всего - незыблемость границ. Они должны быть не слабее, чем у Центрального парка на Манхеттене, который уже 200 лет сдерживает напор человеческой алчности и поступь железобетонных монстров. В основе его устойчивости – твердый закон, здравый смысл, высокая технология содержания и устройства, и элементарный «заборчик». Святость и незыблемость которого сродни пограничным столбам. Если посмотреть «в корень» любого современного парка, то обнаружим пропорцию айсберга: 1\3 – это деревья наверху и 2\3 – технология внизу, под землей. Такое соотношение – гарантия жизненной и финансовой устойчивости парка»- говорил профессор Квасов А.Ф., о сверхзадаче этой темы. Руководители: профессор А.Ф.Квасов, заведующая кафедрой Ландшафтная Архитектура профессор Е.Ю.Прокофьева.
|