ЖУРНАЛ ЦВЕТЫ В журнале ЦВЕТЫ «ВЕСНА 2020», который вышел в свет в феврале этого года опубликована статья Воронковой Л.Ю. об участии наших студентов в юбилейной выставке Московского филиала Школы Согэцу «В потоке времени». Прозвучали композиции «Большие надежды» (авторы: Богданова Н., Врублевская В., Коваль О.)
«Раскрытие тайны», «Воронки времени» (авторы: Образцова Е., Исмоилова У., Ланцева О., Трусова Е.) и триптих «Возрождение» ( авторы: Жданова Т., Зайцева О., Прудникова Н.). Портфолио студентов пополняется!
АВАНГАРД. СПИСОК №1
С 23 октября 2019 и по 23 февраля 2020 в Новой Третьяковке на Крымском Валу проходила замечательная выставка, посвященная 100-летию МУЗЕЯ ЖИВОПИСНОЙ КУЛЬТУРЫ. Много десятилетий постоянными участниками международных выставок русского искусства 20 века являются эталонные произведения авангарда из коллекции ГТГ – «Черный супрематический квадрат» (1915). К.С.Малевича, «Импровизация 7» (1910) В.В.Кандинского, «Скрипка» (1915) Л.С.Поповой и многие другие Но несмотря на популярность шедевров полотен русского авангарда, мало кто знает, что первым местом, где оказались практически все доступные для приобретения картины мастеров русского авангарда, был некогда знаменитый московский Музей живописной культуры (МЖК). МЖК (1919-1929) один из первых в мире государственных музеев современного искусства. Когда МоМА в Нью-Йорке только открывался, московский МЖК уже завершал свое существование. Действительно, в России имел место исключительный исторический факт – в послереволюционные годы в Москве государство стало главным покупателем и покровителем современной экспериментальной живописи. А. Луначарский выделял огромные суммы на развитие идеи - перенастроить умы людей на современную культуру! Новое искусство в этот период превратилось в символ Советской страны, а его создатели получили карт-бланш на реформацию культуры и искусства в целом. Идею уникального музея создавали и разрабатывали сами художники – К.С. Малевич, В.В. Кандинский, В.В.Татлин, А.М. Родченко и многие другие известные мастера авангарда. Кроме приобретения, популяризации и показа новой живописи он функционировал как музей-лаборатория, в которой исследовали новаторские методы передовых художников, создавали новые методики. Вот только некоторые вводные, которые были принципиальны для художников нового времени:
«Анализ формы…. Введение во время. Цвет строит пространство» - В.В. Рождественский.
«Обнажение конструкции предмета… Сдвиг плоскостей» - А.В.Лентулов.
«Освобождение формы от случайностей… Противопоставление натуре… Дать пространство через объем» - Р.Р.Фальк.
«Ритмическое дифференцирование объема… Произвольная интерпретация образов действительности» - А.А. Осмеркин.
«Композицию строит линия» -П.В.Кузнецов.
«Предметы как орнамент» - И.И.Машков.
И не тогда ли зародилась идея композиционно колористического анализа картины, что преподается на нашем курсе «КОЛОРИСТИКА»? «Поверить алгеброй гармонию?» Как знать! В 1924 году МЖК переезжает на Рождественку 11, в здание Вхутемаса Экспозиция была построена по формальному принципу – живописный материал делился на две группы – объемную (от импрессионизма до кубизма) и плоскостную ( движение к супрематизму). Очень интересны правила внутреннего распорядка МЖК, во время дислокации на Рождественке. Вот, например, некоторые из них: «- Запрещается срисовывать и фотографировать художественные произведения. - Грыздь подсолнухи и орехи во всех помещениях Музея безусловно запрещено… - При входе предлагается снимать галоши… - Курение безусловно запрещено в помещении Музея. Сотрудники могут курить только в канцелярии».
После ликвидации МЖК в 1929 году ГТГ приняла в свое собрание всю коллекцию МЖК. Первоначально поступило более 700 произведений живописи, графики и скульптуры. Главные экспонаты музея составляли знаменитый Список №1, куда вошли наиболее значимые произведения. Эпилог экспозиции подводит зрителя к 1930-м годам, когда набирала обороты борьба с формализмом и Музей живописной культуры оказался надолго вычеркнут из истории. Огромное спасибо организаторам этой выставки, за знакомство с этой удивительной страницей нашей истории культуры!
|