Художник. Учитель. Мастер. Вдохновитель. Друг
ПАМЯТИ МАРИНЫ ПЕТРОВНЫ АНТОХИНОЙ
( 17.07.1952 – 24.05.2018)
|
«Политика всегда движется изогнутыми линиями, и только искусство идет прямым путем, в самое сердце…»
В День прославления Вселенских Учителей Кирилла и Мефодия, 24 мая 2018 года не стало Марины Петровны Антохиной, бессменного директора нашей Школы -Высшей Школы ЛА и Дизайна в МАРХИ, МАРХИ - СОГЭЦУ. Это не простое совпадение! Талант Учителя – один из главных талантов Мастера. Педагог с Большой буквы, источник неиссякаемой энергии, неравнодушный и смелый новатор – только она могла увлечь за своей творческой идеей лучших специалистов МАРХИ, МГУ, Лестеха и Тимирязевки, смогла «поженить» академизм классической архитектурной Школы МАРХИ и авангард, креативность Согэцу.
Учитель Марины Петровны, Хироси Тэсигахара, не раз признавался, что включить программу Согэцу в академическое образование – это была его давняя сокровенная мечта, а осуществилась - в далекой России. «Как вам это удалось?» - не раз спрашивал он. Из книги Марины Петровны ПО БЕЛЫМ ВОЛНАМ МОЕЙ ПАМЯТИ: «Случайно, - ответила я – случайно встретила в метро академика Кудрявцева, президента Международной Академии Архитектуры (у него в этот день и час сломалась машина). На его вопрос “Куда ты пропала? Почему тебя не видно в Союзе архитекторов?” ответила, что случайно родила девочку в 40 лет и также случайно сдала экзамен на диплом имени мастера школы Согэцу с правом преподавания. Видимо у него что-то щелкнуло в голове и всё сложилось. Александр Петрович мгновенно принял решения, что он в МАРХИ на кафедре Ландшафтной Архитектуры откроет школу Согэцу. Оказывается, он дружил с Кензо Танге и был знаком с Софу Тэсигахара и Иссей Ногучи. Он считал школу Согэцу по-настоящему пространственной и современной. Я сомневалась и окончательно приняла решение только после одной очень смешной истории. В кабинете Кудрявцева, в которой я вошла, уже находились проректор Илья Лежава и профессор Александр Федорович Квасов. Почувствовав моё смущение, всё трое, видимо, чтобы подбодрить меня, начали соревноваться между собой в поэтическом экспромте танка на тему Согэцу. Одна танка была смешнее другой. Лучшей была признана танка Александра Квасова: “Тепло и сладко стало сердцу, когда влюбился я в Согэцу”». Главный вопрос в жизни каждого человека – какое «дело» после тебя останется?
|
Антохина ответила на этот вопрос ярко, смело, дерзновенно! И этому мы будем учиться у нее, ведь только через дерзновение можно почувствовать, что жизнь стоит того, чтобы ее прожить. Марина Петровна прожила яркую, полную творчества и динамизма жизнь! Остались сотни учеников, талантливых ландшафтных дизайнеров, архитекторов за эти 23 года работы в Ландшафтной школе Согэцу. Организация выставок и масштабных международных акций занимало ведущее место ее творческой биографии. Давайте вспомним лишь некоторые из них:
2001 год – Акция «Сад впечатлений» - в ГМИИ им.Пушкина
Школа представила проект посвященный 100 – летию основателя всемирно известной, современной и авангардной Школы дизайна и икэбана СОГЭЦУ — СОФУ ТЭСИГАХАРА. В июне 1968г. он провел первую масштабную выставку и демонстрацию икебана СОГЭЦУ в Москве, в стенах Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В память об этом событии , а также в рамках продолжающегося празднования 100-летия со дня рождения великого Мастера мы и задумали нашу акцию. В чудесном саду музея возник эфемерный сад из ассоциативных скульптурных и концептуальных объектов, созданных на основе впечатлений живописи импрессионистов «Руанские соборы» Клода МАНЕ и «Танцовщицы» Эдгара ДЕГА.
2003 год – Акция «Даешь Кузнецкий мост» в Московском доме художников
Великолепные дипломы выпускников 2003 года на тему «Топонимика Москвы» подтолкнули нас - студентов и преподавателей Школы, серьезно и глубоко заняться темой «Кузнецкий Мост». Архивы, документы, живые археологи и архитекторы - реставраторы подсказали нам идею, волнующую каждого москвича: раскрыть Кузнецкий Мост, решить все вопросы в правительстве Москвы, собрать подписи москвичей для восстановления живого засыпанного Кузнецкого моста Дмитрия Васильевича Ухтомского ( 1753 год).Моста, который прикрыт асфальтом всего на 30 см. Кафедра, Школа , Институт все были настроены на справедливость: улица Кузнецкий мост есть, а Моста – нет! Так сложилось, что в Московском Доме художника, что на Кузнецком мосту, студенты и преподаватели с удвоенной энергией построили символ Кузнецкого Моста из бамбука. Мост начинался на улице и «прорываясь» через окна масштабно входил в выставочное пространство. В выставочном зале «текла» река Неглинка, по которой «плыли» архитектурные студенческие проекты . В зале мы организовали выставку икэбана Согэцу на тему «Встреча», потому что Мост для нас – всегда встреча. На открытие Акции на глазах у зрителей, под музыку Г.В.Свиридова «Время вперед» студенты «построили» Кузнецкий Мост в стиле Рэнка. Такое огромное количество руководителей Москвы присутствовало на этой выставке, что изучение и решение этого вопроса началось на самом высоком правительственном уровне. Документальный фильм с опросом москвичей ярко показал актуальность этой темы. Неделя напряженного труда собирала творческую элиту всей Москвы – конференции, обсуждения, концерты, показ моделей. « А все Кузнецкий мост и вечные французы». Эта акция явилась творческим переломом, мы почувствовали «силу ветра» и осознали, что для нас, и для искусства Согэцу возможно многое – даже решать государственные задачи. Собрано было более 250 тысяч подписей москвичей за восстановление Кузнецкого Моста.
2004 год – Акция «Малявин и Бабы» в Государственной Третьяковской галерее
Студенты и преподаватели Высшей Школы Ландшафтной архитектуры МАРХИ попытались раскрыть тайну творчества русского художника, применив к его живописи методы синтеза искусства икебана СОГЭЦУ, искусства перформанса, музыки и живописи. Живопись Малявина раскрылась, соединившись с музыкой Стравинского и взрывной энергией детского балета, под руководством Николая Огрызкова. Да так лихо! Что жена чрезвычайного посла Японии, выступая, сообщила: « Я тоже хочу быть рязанской бабой!»
2005 год – Международная Акция «Зеленая волна» в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород»
Мечта и обещание Хироси Тэсигахара, данное мне — создать инсталяцию «Волна» в России, неожиданно осуществилась. Осуществилась, благодаря приезду в Москву верного ученика и подвижника идей Хироси Тэсигахара — господина Тэтсунори Кавана. Июнь 2005 года накрепко соединил студентов и преподавателей МАРХИ СОГЭЦУ, напряженным , творческим и радостным трудом, под руководством уникального художника и благородного человека - сенсея Кавана. Живая зеленая бамбуковая волна на воде самого старинного и прекрасного московского сада ( сад «Аптекарский огород», основанный в 1706 году по указу Петра 1) произвела эмоциональный шок у москвичей, которые непрерывно шли и шли до октября посмотреть, нарисовать, сфотографировать семидесятиметровую инсталляцию «Зеленая волна».
2006 год - в рамках празднования 150-летия Государственной Третьяковской галереи, международная Акция «Духовные переходы»
Праздником сердца для нас было официальное приглашение руководства ГТГ участвовать в 150- летнем юбилее любимой Третьяковки. Из всех концепций предложенных нами и господином Тэтсунори Кавана, руководство выбрало, по-моему, лучший проект. Инсталляция вошла в единое пространство музея и неожиданно и гармонично дополнила фасад Третьяковки. Символично, что духовные переходы, действительно, проводили зрителя к древнему храму святителя Николая в Толмачах. Совершенно уникальную и великолепную демонстрацию на глазах у сотни зрителей провел маэстро Кавана, которому замечательно ассистировали наши студенты. Празднество начиналось с торжественной службы с участием патриарха Всея Руси Алексия. Самые высокие гости, затем, проходили через наши духовные переходы. И рассаживались перед знаменитым фасадом Третьяковки. Забили колокола и маэстро Кавана под музыку Г.В.Свиридова начал священнодействовать. Это было его и наше подношение и дар всем тем, кто создал, собрал и сохранил эти сокровища русской живописи. На фоне Третьякова снимается семейство.
Сокровенная демонстрация.
Войдя в храм святителя Николая, и увидев, что храм украшается к празднику, сенсей Кавана молча, без слов, взял цветы, снял обувь и на глазах ошарашенных прихожан и батюшки, начал священнодействовать перед Владимирским крестом 9 века. Никто не дышал, трепет охватил всех. Все поняли, что мы невольно прикоснулись к тайному и сокровенному. Этого выдающегося японского художника правление и руководство ГТГ наградило юбилейной медалью к 150-летию галереи. А сенсей Кавана,трудоголик и перфекционист, уже готовился к семинарам в Высшей Школе ЛА Согэцу МАРХИ.
2008 год - участие в подготовке и проведении выставки «Японская классическая гравюра» (ГМИИ им.Пушкина)
Открытие выставки Японская гравюра проходила в знаменитом Белом зале ГМИ. Уже третий раз, директор Музея Ирина Александровна Антонова, наш верный друг, пригласила наш филиал Согэцу МАРХИ оформить выставку, которая открыла для нас мир старинной японской гравюры, из коллекции Сергея Николаевича Китаева. Эти сокровища мы держали в своих руках, благодаря главному куратору и хранителю коллекции — Беате Григорьевне Вороновой, благородного и красивого человека.
2009 год - Государственной Третьяковской галерее международная выставка «Цветы – остатки рая на Земле. Цветы в произведениях русских художников»
И опять любимая Третьяковка. Главный хранитель ГТГ Екатерина Леонидовна Селезнева придумала и осуществила зрелищный, уникальный проект «Цветы в произведениях русских художников». Выставка имела колоссальный успех, по просьбе зрителей ее продлили до июня 2009 года. Каталоги выставки переиздавались два раза. Выставку посетило более 30 тысяч человек. Никто из нас не представлял, как в России любят цветы! Надеемся маленькая толика успеха и популярности этой выставки принадлежит и нам — Высшей Школе ЛА МАРХИ Согэцу и конечно, нашему куратору и сэнсэю Тэтсунори Кавана. Это была очень интересная и увлекательная работа. Мы начали оформлять выставку с улицы. Уже с угла, огромный белый лепесток летел над Третьяковкой, зазывая зрителей. Колонны музея были оформлены сферической графикой профессора А.Топунова. А снежные цветники перед главным входом, были заполнены забавными ромашками на шашлычных палочках, которые так понравились москвичам, что на женский праздник 8 марта эти трогательные цветы на снегу все «растаяли». Сценография проекта предполагала поступательное развитие зрительских впечатлений. Войдя в музей, посетителей встречал аноморфный Арт-объект ,построенный на эффекте иллюзий и посвященный знаменитой картине «Сирень» Михаила Врубеля. Это был наш оммаж русскому гению. Далее зритель попадал в зал «ОКНА», где были собраны полотна художников 18-20 веков , на которых были изображены открытые окна с перспективой садов и лугов, с трогательными цветами в вазах, как часть вселенной. В парадоксе, не мешая зрителям, мы подвесили этот цветущий луг из васильков и маков на потолке. Затем, зритель попадал в зал древней иконы, где были собраны уникальные произведения древней живописи из коллекции ГТГ, обильно украшенные цветами. В центре зала было расположено круглое, черное зеркало, на котором была создана масштабная композиция из цветов. В зеркале отражались древние иконы специально для этого эффекта, расположенные по кругу. Необыкновенную композицию создал маэстро Тэтсунори Кавана. Выбрав полотно русского художника Пластова «Сенокос», сэнсэй построил блестящую иллюзию летящих, как бы скошенных цветов и трав, которые вылетели из картины. Настоящим праздником для зрителей стала импровизационная демонстрация сэнсэя, посвященная весне. На сцене импровизировали все: маэстро, композитор Станислав Крейчи, профессор Вячеслав Колейчук на овалоиде и студенты, которые за время наших многочисленных творческих акций научились слышать и слушать сэнсэя и музыку.
2014 год - Международная Акция «Лэнд Арт в Москве» в Ботаническом саду МГУ «Аптекарский огород»
Российско-Японский проект «Лэнд Арт в Москве» , посвященный 20 -летнему юбилею Школы прошел летом 2014 года в знаковом месте Москвы — в Аптекарском огороде на проспекте Мира. Выдающийся японский художник дизайнер - Тетсунори Кавана и студенты ВШЛАиД МАРХИ построили уникальную инсталляцию на воде. Это был по настоящему международный проект Согэцу в Москве. На открытие специально на наш юбилей прибыло около 30 верных друзей Согэцу из Австрии, Германии, Бразилии, Испании, Иордании и Америки. Присутствовал и выступал чрезвычайный посол Японии в России господин Харада. Архитекторы, художники, дипломаты, ученые и творческая молодежь по - настоящему радовались и восхищались темпераментной демонстрацией Тэтсунори Кавана. Инсталляция «Духовная волна» была таким мощным, ощутимым всеми сгустком энергии, что все без исключения поверили словам Тэтсунори Кавана: «Это мое пожелание России преодолеть этой мощной волной все беды, смыть все обиды и скорби» . И конечно, замечательные семинары, которые провел Тэтсунори Кавана в Белом зале МАРХИ для всех иностранных членов и двух московских филиалов. И как всегда наш праздник закончился феерическим капустником с танцами и весельем на плывущем корабле. Так бывает всегда, когда к нам в МАРХИ приезжает Тэтсунори Кавана. Этот масштабный бамбуковый объект удивлял и радовал москвичей почти год. Преображение ВОЛНЫ произошло зимой - под белым пушистым снегом, благодаря подсветке, бамбуковая инсталляция превратилась в ирриальный сказочный лабиринт.
Участвуя с собственными проектами в художественных конкурсах и тематических выставках, Марина Петровна была удостоена различных наград Госкомитета по строительству, Мосархитектуры, Правительства Москвы. Под руководством Марины Петровны были изданы такие печатные работы, как словарь терминов «Ландшафтный дизайн», русское издание книги Софу Тэсигахара «Откровение о цветке», книга «Архитектурная дендрология». Светлая память о Марине Петровне Антохиной навсегда останется в памяти и сердцах ее коллег, студентов, учеников, друзей.
|