Ретроспектива фильмов Хироси Тэсигахара в ГТГ С 27 сентября по 7 октября 2017 года в Государственной Третьяковской галерее, к 90-летию со дня рождения кинорежиссера, скульптора, архитектора, керамиста, поэта и 3-его Иемото школы Согецу ХИРОСИ ТЭСИГАХАРА пройдет ретроспектива его фильмов. Место проведения — Инженерный корпус Лаврушинский переулок, 12. В день открытия ретроспективы, 27 сентября на сцене ГТГ зрители могли наблюдать за демонстрацией Московского филиала Согецу — «Сила бамбука», а также услышать замечательные воспоминания Директора Школы Согецу в МАРХИ Антохиной Марины Петровны и историка кино — Наума Клеймана, лично знакомых с Хироси Тэсигахара.
Давайте проследим творческий путь этого великого мастера, творца, человека, подобного художникам эпохи возрождения: Хироси Тэсигахара родился в 1927 году в семье Софу Тэсигахара — знаменитого мастера цветочной аранжировки, основателя собственной школы икебана Согецу. Школа известна смелыми экспериментами с материалом и формой,где ее основатель дерзнул разрушить классические представления о японском искусстве икебана.Новаторский подход принес свои плоды — икебана вышла за пределы Японии, а Софу обеспечил семье безбедное существование. Приведем лишь один пример: в годы американской оккупации у Софу брала уроки икебана жена генерала Дугласа Макартура, фактического военного правителя Японии тех лет. Софу одним из первых среди представителей японской интеллигенции стал ездить за границу. В детстве будущий режиссер с отцом почти не виделся, поскольку тот всего себя отдавал работе . И именно о работе отца, об искусстве и тайнах ремесла разговаривали они в часы редких встреч. Хироси тоже был творчески одарен, он показывал отцу свои первые рисунки и литературные наброски, а тот поощрял сына к дальнейшей работе. Став взрослым, Тэсигахара неоднократно вспоминал, какую значительную роль сыграла в его жизни домашняя библиотека отца, в которой были и листы старинных японских графюр, и редкие книги на разных языках, и многочисленные альбомы художественных репродукций. С раннего детства было понятно, что Хироси в будущем изберет творческую профессию. В доме Софу Тэсигахары постоянно бывали знаменитые художники, архитекторы, музыканты. Семья Тэсигахары жила в Камакуре, неподалеку от киностудии Сетику, и довольно часто Хироси вместе с отцом бывал на съемочной площадке, ведь цветочные композиции — неотъемлемая часть декораций в японских фильмах. Уже в те годы Хироси познакомился со знаменитым кинорежиссером Кейскэ Киноситой, который еще только начинал свою карьеру. Позже Хироси сам работал у Киноситы ассистентом, и именно на его картине познакомился со своей будущей женой — актрисой Тосико Кобаяси. Но это было уже после окончания войны. Еще в младших классах Хироси проявил талант к рисованию. И в университете решил специализироваться в традиционной японской живописи ( нихонга). Шел 1944 год, начинающего художника отправили на военную базу в префектуру Ямагути рисовать плакаты-инструкции для солдат. Тэсигахара вспоминал, как провел последние дни войны на острове Осима, неподалеку от города Хиросимы. Своими глазами он видел, как поднималось в небо радиоактивное облако. 15 августа 1945 года Япония капитулировала. Домой, в префектуру Гумма, куда были эвакуированы родители, Тэсигахара добирался почти три дня. Паровоз долго стоял в Хиросиме, где царила мертвая тишина. После войны не только для Тэсигахары, но и для всей Японии началась совсем другая, новая жизнь. Будущий режиссер вернулся в Токийскую школу живописи, но уже на европейское отделение. В это время он увлекся сюрреализмом. Его кумиром и наставником стал знаменитый художник авангардист Таро Окамото, а через него Тэсигахара познакомился с начинающим писателем Кобо Абэ и поэтом Хироси Сэкинэ. Так родился любительский кружок авангардистов «Век», который издавал собственный журнал, устраивал выставки. В 1953 году Тэсигахара снял свой первый документальный фильм. Это была короткометражная лента о великом японском художнике Хокусае ( 1760-1849). После работы над фильмом, Тэсигахара укрепляется в желании посвятить свою жизнь кинематографу. Первым и единственным учителем Тэсигахары стал режиссер Фумио Камэи. В течении 3-х лет Тэсигахара проработал ассистентом Камэи, участвуя в съемках документальных фильмов об американских военных базах. Первый полнометражный игровой фильм «Западня» (1962г.) повествует о серии загадочных убийств в шахтерском городке на острове Кюсю. Сентиментальные нотки, свойственные фильмам старшего поколения кинематографистов, Тэсигахара отвергал и видел мир более сложным, объемным, трагичным. Важным этапом в карьере Тэсигахара стала его собственная поездка за границу. Посетив в 1959 году Америку и европейские страны, Тэсигахара впервые воочию увидел произведения искусства, с детства вдохновляющие его воображение, и даже лично познакомился со своим кумиром — Сальвадором Дали. Сняв фильмы «Летние солдаты» (1972), посвященный американским солдатам-дезертирам, Тэсигахара сам бежит из кино. Подобно своим кумирам, Сальвадору Дали, Пабло Пикассо и Хуану Миро, он чувствовал потребностть сочетать творческую деятельность в разных областях искусства. В этом Тэсигахара разительно отличался от других режиссеров Японии, с гордостью именовавших себя «специалистами узкого профиля» или «ремесленниками» (секунин). Для Тэсигахара, напротив, подошел бы термин бундзин, пришедший в Японию из Китая в 18 веке. Идеал бундзин — это широко образованный интеллектуал, развивающий свои творческие дарования и интуицию, занимаясь самыми разными науками, искусствами и даже ремеслами. Жизнь великих творцов, всецело посвятивших себя изучению законов философии, науки и искусства, стала главной темой поздних фильмов Хироси Тэсигахара. После смерти отца и младшей сестры Хироси Тэсигахара возглавил школу икебана Согецу. С ранних лет он профессионально занимался искусством икебана , но лишь в начале 1980-х годов это стало его основной деятельностью. Инсталляции Тэсигахара представлены в музеях и выстовочных центрах Милана, Нью-Йорка, Вашингтона, Сеула. Особое внимание получили масштабные инсталляции с использованием бамбука. Важным вкладом Тэсигахара в современную культуру икебана стало изобретение нового жанра, именуемого рэнка. По аналогии со средневековой японской поэзией «нанизанных строф» (рэнга) цветочные композиции создаются коллективно. Каждый мастер добавляет в инсталляцию что-то свое. В школе Согецу Тэсигахара воспитал немало талантливых учеников. По воспоминаниям дочери Акане Тэсигахара, возглавившей школу после смерти отца, манера обучения Тэсигахара была ненавязчивой, мягкой, он уважительно относился к личностям своих учеников. Был немногословен и прививал своим ученикам умение мыслить самостоятельно. В последние годы жизни Тэсигахара занимался не только кинематографом, икебаной, гончарным делом, но и каллиграфией, поставил несколько пьес для театра Но, работал в опере. В 1992 году он стал обладателем Медали почета с пурпурной лентой, присуждаемой японским правительством деятелям культуры за заслуги и достижения в области науки и искусства. В каждом из своих новых начинаний Тэсигахара сумел проявить свой особый талант и не потеряться в тени отцовской славы. Ему удалось продолжить традицию Согецу и в то же время сделать свою независимую карьеру, прославить свое имя. А это удалось не многим.
|