«Цветы - остатки рая
на земле»

Святой Праведный отец Иоанн Крондштатский

Международный проект с таким названием задумали и осуществили Государственная Третьяковская галерея совместно с Высшей Школой Ландшафтной Архитектуры и дизайна МАРХИ.

Названием выставки <Цветы - остатки рая на земле> послужили слова святого праведного отца Иоанна Кронштадского. В своих проповедях он говорил, что после изгнания Адама и Евы из Эдема именно цветы напоминают нам об утраченной райской благодати и необходимости трепетного и бережного отношения ко всему живому.
Всегда интереснее оглядываться назад, но для нас это не прощание, а встреча, открытие, надежда.
Остатки - это то лучшее, что осталось в истории человечества.
Грусть всегда искреннее веселья.
Цветы - то неожиданные, мимолетные, то смелые, свободные.
То они будят в сердце светлые надежды, то повествуют о неизбежности жертв в бренности человеческой жизни.
То тревожат сердце смятением чувств, то дерзки и отважны, даруя решимость объять весь Космос.
Благословен тот художник, кто сумел выразить это.

Пять столетий русской культуры объединил этот новаторский проект, посвященный теме цветов в русском искусстве. Феномен цветка трактован многозначно: как удивительное творение природы, как источник вдохновения художника, как декоративный мотив, проходящий сквозь эпохи, а также как символ и аллегория.
Концепция оформления выставки, предложенная Высшей школой Ландшафтной Архитектуры МАРХИ, - это создание контраста между плоскостной классической развеской живописи и созданием трехмерных пространств, объемов и ассоциативно-образных поэтических перформансов и инсталляций с помощью живого цветочно- растительного материала.
Работы Высшей школы ландшафтной архитектуры МАРХИ продолжают идею о взаимопроникновении всех сфер искусства, в данном случае объединение живописи, музыки, цвета, фактур, ароматов живых цветов. Это всегда поиск и открытие сокровенного смысла произведения.
Высшая школа Ландшафтной Архитектуры МАРХИ создана в 1995 году. Ее направленность отражает последние тенденции пространственных решений среды обитания человека с включением природных и растительно- декоративных материалов в ансамбле с другими видами искусств. Эта направленность характерна и для японской Школа дизайна и искусства икебана <Согецу>, официальным филиалом которой она является с 2003 года.
Высшая школа Ландшафтной Архитектуры МАРХИ является членом IFLA - Международной Федерации Ландшафтных Архитекторов, прошла аттестацию Королевского Института Британских Архитекторов (RIBA).
Организация пространства выставки начинается уже с фасада Инженерного корпуса ГТГ, где колонны украшены букетами цветов, взятых из живописных произведений русских художников и реконструированных методами цилиндрической графики. Это позволяет зрителю окунуться в атмосферу цветочного праздника еще при входе в галерею.   
Анаморфный арт-объект <Дух сирени>, размещенный в фойе первого этажа, представляет собой некий оммаш Михаилу Александровичу Врубелю. Ключ к его разгадке находится в отражении. При приближении к зеркальному цилиндру изображение <формируется заново> в узнаваемую картину и возникает ускользающий образ <Духа сирени> Врубеля.
В зале второго этажа, обозначенного кураторами выставки как <Окна художников>, спускается с потолка композиция <Русский луг>, наполненная травами и полевыми цветами. Смысл этой инсталляции заключается во взаимодействии с полотнами русских художников, где каждое распахнутое живописное окно со своим букетом цветов выходит в широкое поле и голубую даль.
Экспозиция продолжается в зале <Зачин>, который представляет собой синтез русских православных икон, фресок, предметов декоративно- прикладного искусства и народного творчества, а также работ Натальи Гончаровой. Для того чтобы выделить акцент русской протокультуры, в этом зале создана инсталляция с использованием древних лиан и цветущих веток. Работа выполнена с почтением и благоговением к сюжетам и колориту Богородичных икон.
В центральном зале третьего этажа знаменитый художник-дизайнер японской Школы <Согецу> Тетсунори Кавана создал поэтическую инсталляцию с использованием цветов и иллюзорных пространств, расширяя площадь живописного полотна А.А. Пластова <Сенокос> движением листвы, солнечным светом и энергией жизни.
Вместе с тем обилие настоящих цветов не отвлекает от главного содержания выставки - флоральных мотивов в <золотом фонде> русской классики. Знаковые произведения из постоянной экспозиции ГТГ сопоставлены с малоизвестными и впервые экспонируемыми. Редчайшая иконография отличает многие древнейшие экспонаты - украшенные цветочным орнаментом иконы и фрагменты фресок XVI-XVII  веков. От древнерусской живописи зритель переходит к светскому искусству  XVIII-XX столетий - работам В.Л. Боровиковского, И.Ф. Левитана, М.А. Врубеля, А.Я. Головина и других.
5 марта 2009г. на сцене Конференц-зала Государственной Третьяковской галереи, в день открытия выставки <Цветы - остатки рая на земле> Высшая Школа Ландшафтной Архитектуры и Дизайна МАРХИ, для создания празднично - эмоциональной атмосферы подготовила, для пришедшей публики, неожиданный сюрприз.
На глазах у изумленных зрителей из цветущих веток яблони, форзиции, сирени, вишни, рододендрона и живых цветов была создана масштабная и поэтичная композиция <Навстречу весне>.
Знаменитый художник - дизайнер, профессор Школы Согецу (Токио) Тетсунори Кавана вместе с преподавателями и студентами Высшей Школы Ландшафтной Архитектуры и Дизайна МАРХИ под музыку Г. Свиридова,  С. Крейчи и живое звучание фантастического Овалоида проф. В. Колейчука создали великолепный перформанс.

В наше непростое, полное тревог и страха время, этот яркий и позитивный проект наполняет зрителей весенней солнечной энергией и надеждой.

<Прекрасные, радостные цветы.
Цветы, тихо пробуждающие в душе чувство изысканности и недосказанности.
Цветы задают человеку много мудрых загадок:>

Выставка посвящена всем женщинам России и открыта для всех
с 6 марта по 10 мая 2009г.
в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке, 12

директор Высшей школы ландшафтной архитектуры МАРХИ,
президент филиала Школы <Согецу>
Марина Антохина